Знание языка создает условия для интеллектуального, эмоционального и нравственного развития учащихся. Главная цель обучения предмета «Русский язык» - это научить детей правильно говорит и, конечно же, грамотно писать. Но как часто ученик, выучив грамматику, допускают ошибки при письме. В чем причина? Дело в том, что знания и умения применять его не одно и тоже. Следовательно, основная причина орфографических ошибок состоит в неумении применять правило. И для того чтобы научить детей пользоваться теми или иными правилами, а значит научить грамотно писать создаются учителями по особому составленные таблицы стихотворные правила, которые вошли в практику преподавания русского языка. Используя традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя формы и методы, опыт коллег в своей работе, чтобы научить детей грамотно писать, я применяю алгоритмы.
Алгоритм - это совокупность действий, правил для решения каких-либо задач. Относительно преподавания русского языка под алгоритмом следует понимать развернутое предписание, указывающее, что и в какой последовательности следует выполнять, чтобы применить правило. Особая роль принадлежит алгоритмам в формировании орфографических умений и навыков. Использование алгоритма упорядочивает процесс обучения. Это достигается благодаря четкому описанию шагов в применении правила.
Например, чтобы разграничить простое и сложное предложение нужно установить,
сколько грамматических основ оно имеет?
↓ ↓
одна две и больше
Простое Сложное
Использование алгоритмических предписаний - один из методов, в котором выражается репродуктивная деятельность учащихся.
В качестве психолого-педагогической основы обучение таким методом психологи рассматривают теорию поэтапного формирования умственных действий. Алгоритмы способствуют целенаправленному управлению мыслительной деятельности учащихся при овладении языковыми категориями и позволяют на нескольких примерах обеспечить ученику прочные знания и умения. Поскольку в педагогике алгоритм есть описание элементарных шагов, возникает вопрос: каков он критерий элементарности?
Понятие элементарность относительное. Многие операции, которые для взрослых элементарны, для ребенка сложны. Но поскольку человек развивает свои знания и способности, то операция, бывшая сложной на одном этапе, становится простой на другом. Следовательно, чтобы алгоритмы были правильными и эффективными, надо точно знать уровень развития школьников, выявить и проанализировать, каким материалом он владеет, а каким нет, что для него элементарно, а что сложно.
Например, прежде чем приступить к изучению темы «Правописание безударных личных окончаний глагола» ученики должны знать:
1) глаголы-исключения (неправильные глаголы);
2) уметь ставить глаголы в инфинитив (неопределенную форму) (ть, ти,)
3) определять вид глагола.
И только после того, как ребята овладеют этими знаниями, можно приступать к изучению выше сказанной темы.
На первый взгляд он кажется громоздким, но он не сложен при правильном ходе рассуждения.
На первых порах, пока ученики не научатся применять правило, подробное объяснение обязательно, и только потом все можно свернуть до минимума. Обращение к алгоритму в методике обучения орфографии не является случайным. Действия, направленные на выработку орфографических навыков, должны быть сознательными, что обеспечивается разложением сложного на части.