Обучение в 21 веке направлено на обучение учащихся тому, как учиться, на формирование их как независимых, самомотивированных, увлеченных, уверенных личностей с развитым критическим мышлением. Несомненно, что главной фигурой в процессе преподавания и обучения является сам учитель, его повседневная работа в классе, с классом, с учеником, его планирование учебной работы.
Сегодня в современном обществе востребованы ученики, которые обладают навыками критического мышления, активны, умеющие вести конструктивный диалог, независимые и обладающие лидерскими качествами. Перед учителем стоит важность осознания вопросов: «Зачем необходимо это делать?», «Как помочь ученику?», «Что необходимо сделать для развития?». Именно урок - это площадка, где раскрываются, формируются и проявляются личностные особенности учащихся.
Очевидно, что необходимы изменения в технологии проведения урока. Если раньше преобладающее большинство учителей считало, что главная цель их профессиональной деятельности было «давать» ученикам знания, предусмотренные программой, то сегодня учителя ищут такие методические приемы и способы привлечения внимания учеников, которые бы развивали их познавательные интересы, повысили их активность на уроках.
Урок сегодня это :
• где учитель переходит от фронтальной работы к групповой,
• где учитель от традиционного использования дидактического материала переходит к индивидуальному, который учитывает личностные особенности конкретного ученика,
• где учитель и учебник перестает быть единственным источником информации для ученика.
Именно сегодня в 21 веке невозможно обучать учеников, будучи учителем 20 века. «Чтобы стать успешным в современном обществе, дети и молодые люди должны быть вовлечены в более эффективные формы активного, конструктивного обучения, обеспечивающего понимание и обретение независимости». Поэтому нам учителям необходимо овладеть новыми подходами и методами в преподавании и обучении. Необходим новый инструментарий к уроку, знания новых методических подходов, направленные именно на развитие ученика на урок, (как уйти от однообразия на уроке к индивидуальности ученика), на учителей (как носителей образовательных ценностей), на школу (где необходимо создать такую профессиональную среду, которая бы вынуждала учителей изменить свое сознание о необходимости преобразований в школе), учеников (как и каким образом он обучается), родителей (как непосредственных участников и заказчиков образовательного процесса).
В Казахстане широко внедряется новый педагогический подход «Lesson Study» - это исследование урока, с целью совершенствования методики преподавания и повышения уровня знаний учащихся.
Этот подход помогает совершенствоваться как опытным, так и начинающим учителям, так как в результате совместной разработки урока, наблюдения, анализа учителя формируют и развивают свои представления и знания о преподавании и обучении.
Нужно отметить, что этот подход внедряется и в нашей школе. В этом учебном году в 5 "Б", 7 "Б" классах будет проводиться цикл исследования урока и результаты помогут определить продуктивные методы преподавания в этих классах.