«Акмола облысы білім басқармасының Атбасар ауданы бойынша білім бөлімі Атбасар қаласының №1 жалпы орта білім беретін мектебі»
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа № 1 города Атбасар отдела образования по Атбасарскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Детская агрессия

11.05.2017

Причины и проявления.

Есть множество причин, почему дети ведут себя агрессивно. Агрессивное поведение ребенка чаще всего возникает в ответ на такие его чувства, как страх, печаль, разочарование, отчаяние и ревность. Они могут возникнуть как реакция на события или обстоятельства, которые приводят к низкой самооценке, состоянию изоляции или потере контроля. Некоторые дети не имеют возможности или не знают, как контролировать свои действия, в результате их чувства обостряются, и гнев проявляется в виде агрессивного поведения.

Агрессия у маленьких детей может проявляться в виде ударов руками, ногами, головой, укусов,  уничтожения или порчи вещей и игрушек. В некоторых случаях взаимодействие между темпераментом ребенка и/или генетической предрасположенностью и воздействием окружающей обстановки (например, атмосфера в семье или стрессы) увеличивает вероятность использования ребенком агрессии в качестве основной стратегии выживания.

Возрастные особенности

У детей в возрасте до 3 лет агрессивное поведение чаще всего возникает по поводу игрушек. Дети могут кусаться, толкаться, бить других, кидаться различными предметами, устраивать истерики. В этом возрасте они обучаются адекватным способам коммуникации с другими детьми: как предлагать играть, успокаиваться, переключаться. Попытка со стороны родителей воздействовать на ребенка силой может привести только к тому, что он будет действовать более агрессивно в следующий раз или это приведет к желанию нанести ответный удар. В этом возрасте ребенка лучше переключать, давать отдохнуть от деятельности, которая провоцирует агрессию. С 3 до 5 лет у детей обычно физическая агрессия снижается, они начинают использовать слова, чтобы общаться со сверстниками, в то же время они еще достаточно эгоцентричны и чужую точку зрения еще с трудом могут принять. Для них все или плохое или хорошее, нет нюансов. Дети не способны обдумывать, планировать, им нужны четкие руководства, инструкции, как и что делать. В этом возрасте они не могут разобраться, что фантазия, а что реальность в фильме или телевизионном шоу. Они могут неправильно понять желание другого ребенка присоединиться к его играм и увидеть в этом враждебность, вторжение на их территорию. Соответственно, будут стремиться защититься и, скорее, с применением агрессии. Объяснения, что другой ребенок миролюбив, часто не воспринимаются.

В 6-10 лет дети уже обладают достаточным самоконтролем, чтобы не выражать обиду, неудовольствие или страх через агрессию по отношению к другим детям. Но в то же время они еще могут защищать свои интересы с помощью агрессии. Мальчики обычно действуют открыто через физическую агрессию. Девочки склонны к косвенной, скрытой – без прямой конфронтации. Например, через вербальное нападение – насмешки, прозвища или, наоборот, через игнорирование, молчание. И мальчики, и девочки, склонные к агрессии, часто имеют низкую самооценку и скрытую депрессию.

В более старшем и подростковом возрасте агрессивное поведение может провоцироваться средой, в которой ребенок формируется (асоциальная среда, стрессовая, напряженная – недостаток любви, заботы, заброшенность ребенка). Это может приводить к стремлению нанести ответный удар, отомстить. При этом сверстники могут закреплять агрессивные проявления ребенка, поощрять их. Почему так происходит, и что делать:

Часто дети могут действовать агрессивно просто потому, что чувствуют себя расстроенными или беспомощными и не могут выразить это словами. Дети не обладают столь развитыми коммуникативными навыками, бытовыми психологическими знаниями, понятиями, как взрослые. Однако они понимают больше, чем могут сказать. Поэтому важно поощрять ребенка, когда он пытается выразить свои чувства. Здесь бывают очень полезны ролевые игры, вам подойдут игрушки, куклы, различные герои, которые популярны сейчас у ребенка. Вы можете вместе с малышом разыграть противостояние, конфликт, противоречие интересов. Создайте провокацию, во время которой можно на примере игрушек продемонстрировать ребенку, как можно разрешать конфликты, не проявляя агрессию, физическую силу, без унижений и обид: находя общие интересы, компромиссы с помощью переговоров. Если в семье ребенок не получает необходимых знаний о приемлемом и неприемлемом поведении со сверстниками, например, если он часто дерется с братом/сестрой, и его никто не учит справляться с конфликтами, ему сложно понять, когда он ведет себя агрессивно. Бранные, злобные слова, и, конечно, физическая агрессия со стороны родителей передают детям образцы агрессивного поведения. Фильмы, онлайн-игры тоже моделируют поведение ребенка и допустимый уровень агрессии. Телевизионные передачи, шоу бывают достаточно жестокими, и если дети видят это, они просто не понимают разницы между игрой и реальностью, тем более, что часто насилие может выглядеть очень естественно. Если у ребенка есть проблемы с агрессивным поведением, вам обязательно надо ограничить или исключить просмотр ТВ и агрессивных фильмов. Если ребенок не чувствует себя в безопасности, он может сигнализировать о помощи, становясь агрессивным. Иногда у детей могут быть вспышки агрессии из-за событий в семье, например, при разводе родителей. Кроме того, у детей есть потребность в контроле. Иногда ребенок может действовать агрессивно, чтобы получить реакцию или восстановить контроль над ситуацией, над другим ребенком. Это нормально для детей 2-6 лет. Маленькие дети еще не умеют регулировать свои реакции, чувства не отделяются от поведения. Если не управлять агрессивностью ребенка, он не узнает, где находится граница дозволенного, и будет продолжать провоцировать и проявлять себя подобным образом, не понимая, когда он может остановиться. Если не принимать мер, ребенок остается в замешательстве, не зная, ни когда он должен остановиться, ни какие могут быть последствия. Важно указывать детям на последствия своего поведения – это помогает им чувствовать себя эмоционально в безопасности.

Способы и методы коррекции агрессивного поведения:

То, как вы реагируете на агрессию вашего ребенка, должно зависеть от уровня его развития. Например, малыша лучше перенаправить на безопасную и более спокойную деятельность, в то время как дети более старшего возраста уже могут понять и запомнить правила поведения. Ребенок должен знать, что испытывать гнев – это нормально, а бить или кусать людей – нет, это уже агрессия, ведь нападение на людей наносит им вред. Во время вспышки агрессии выведите ребенка из комнаты, с игровой площадки, отведите в другое место. Сосредоточьте свое внимание на одной или двух наиболее опасных ситуациях поведения вашего ребенка вместо того, чтобы пытаться заставить его изменить все сразу. Присядьте к ребенку, чтобы оказаться на одном уровне зрительного контакта с ним, согрейте его, держите за руку. Это продемонстрирует ему, что показывать вам свои чувства безопасно. Можете сказать: «Я знаю, что тебе сейчас плохо». «Я здесь, я помогу тебе. Скажи, что происходит». «С тобой все нормально, тебе просто сейчас тяжело. Я буду рядом с тобой». Не ожидайте, что ребенок будет разумно что­ то объяснять. Он может плакать, дрожать, вы будете иметь дело с языком тела и криком, плачем, а не со словами. Обнимайте ребенка, немного сдавливая, чтобы он успокоился. Сейчас чувства слишком сильны, и длинные пояснения, лекции ребенку ни к чему. Дети помнят, чему вы их учили, и без лишних слов. Они сканируют ваши действия, реакции, энергию. Не обвиняйте, не стыдите и не наказывайте. Эти действия только еще больше испугают детей и оттолкнут их. Они добавляют боли ребенку и делают его еще агрессивнее. Осуждать можно поведение, а не самого ребенка, его личность. Соблюдение равновесия между обвинениями и здоровым чувством вины – это то, что родителям очень важно понять. В любом случае дети чувствуют себя виноватыми, даже если они показывают, что им все равно. Это чувство вины мешает сказать о тех эмоциях, которые и вызвали агрессию. Вместо обвинений поощряйте ситуацию близости с вами. Пусть ребенок сразу идет к вам за помощью, когда он расстроен. Это позволит избежать агрессивного поведения из-за того, что он не чувствует с вами связи. Главное помнить, что агрессивный ребенок – это испуганный ребенок. Агрессия становится способом управления страхами, ребенок находит то решение, которое может. Ваша задача как родителей помочь ему найти другие способы совладания со страхом или с ситуацией – более адекватные и спокойные.

Просмотров: 384


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст