Созерцая жизнь молодых людей, мудрец Саади сказал:
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит
Как заметил классик педагогической науки В.А. Сухомлинский, «в наших воспитанниках дремлют задатки, а раскроются они лишь тогда, когда каждый подросток встретит в воспитателе ту «живую воду», без которой задатки засыхают…» «Живой водой » в системе обучения детей является классный руководитель.
Классный руководитель – центральная фигура воспитательного процесса.
Президент определил воспитательную работу в качестве государственного приоритета самоутверждения личности подрастающего поколения.
Конечно, нет работы более сложной и трудной, чем у классного руководителя. Его деятельность многоёмка и многообразна, круг обязанностей очень широк, бывают не только радости и победы, но и огорчения, неудачи. И вместе с тем нет работы в школе более интересной, дарящей искреннюю любовь детей. Управление воспитанием классного коллектива – это радость общения, это круг своих детей, это реализация педагогического сотрудничества. Руководство воспитательным процессом – это стремление быть нужным каждому и это радость побед в воспитании человека. Взаимоотношение с учащимися классный руководитель строит на основе следующих принципов: отношение к каждому учащемуся как к свободной личности, уважения достоинства и индивидуальности, стремление к сотрудничеству, заинтересованность в развитии лучших качеств у каждого воспитанника – все это является основой успешности деятельности классного руководителя.
Комплекс воспитательных направлений многогранен, его можно классифицировать в трех концепциях: воспитание казахстанского патриотизма (и нравственное, гражданское), связь с родителями (установить контакт), развитие личностных качеств воспитанников.
Формы реализации воспитательной работы многообразны:
В воспитательной деятельности классного руководителя большое место занимают беседы. Цель этих бесед обогатить моральными представлениями и понятиями. Классный руководитель во время бесед должен быть тактичным, не назойливым и дипломатичным.
Классный час - это форма воспитательной работы, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру. Функции классного часа различные: просветительная, ориентирующая, направляющая, формирующая. Большое внимание нужно уделять воспитанию гражданственности и формированию гражданского самосознания, через постулат Абая: "Адам бол!" "Будь человеком!"
Классный руководитель призван постоянно заботится о повышении качества знаний и развития познавательной активности учащихся. Поэтому в содружестве с преподавателями классный руководитель осуществляет повседневный контроль за тем, как учатся воспитанники, посещая уроки, вместе с преподавателями намечает пути повышения качества учебной работы. Его повседневное внимание, требовательность и контроль за ходом обучения – важное условие повышения успеваемости.
В деятельности классного руководителя особенно большое место занимает разъяснение Устава школы, «правил для учащихся» как главных критериев поведения. При этом необходимо рассказывать о том, что, зачем и как нужно делать, как поступать в том или ином случае.
В воспитательном процессе большую роль играет разумное использование мер поощрения и наказания. Для того, чтобы эти меры оказались педагогическими эффективными, классному руководителю необходимо знать, как лучше использовать меры поощрения и наказания по отношению к тем или иным учащимся.
Для всестороннего развития учащихся классный руководитель должен сотрудничать с работниками школы.
Совместно с администрацией школы утверждает план воспитательной работы, учитывая возрастные особенности.
Совместно с педагогом-психологом классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро - и макросоциум.
Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей.
Классный руководитель должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.
Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения.
В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.
Хотя меняется время, школа насыщена техническим оборудованием, но классный руководитель остается ключевой фигурой воспитания подрастающего законопослушного, всесторонне развитого поколения.