Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия.
О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому для решения проблемы функциональной грамотности в Казахстане начала действовать программа обновленного содержания образования, направленная на нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, которые считаются минимально необходимыми для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Функциональная грамотность стала открытой траекторией ученика в жизнедеятельное пространство. Своеобразием начального этапа в системе целостного образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.
Поэтому одна из целевых функций обучения любому предмету в школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности.
Для учащихся 5 класса по учебному плану предложены темы, связанные с жизненными ситуациями, поисками материалов из других источников.
Многие задания направлены на моделирование будущего, развитие воображения и желание изобретать, совершенствовать инструменты, технику.
Для разностороннего развития определены темы путешествия, экскурсии, виртуальных перемещении. Много занятии для развития речи, составления диалога, эссе, рассказов, составления вопросов.
Меняется мотивационно - ценностная сфера личности школьника. У учеников преобладает интерес к содержанию учебной деятельности и ее процессу; зарождаются мотивы совершенствования способов учения, способов сотрудничества с другими в ходе учения, самосовершенствования.
Дети, обучаясь по программе обновленного содержания образования, имеют опыт выражения своего отношения (радости, желания помочь, увлеченности, готовности к самоанализу, предпочтения) к явлениям окружающего мира, собственной жизни, учению различными средствами, в том числе в форме художественных образов и понятий.
Ученик осознает и проявляет положительное отношение к Отчизне, самому себе, другим людям, миру, труду (в том числе и учебному), ценит здоровье, ориентируется на здоровый образ жизни и безопасное поведение, осваивает способность к рефлексии, т.е. к критическому анализу своих действий, мнений и готовность изменять их. Школьник интересуется познанием себя, имеет достаточно осознанные представления о самом себе, своих индивидуальных особенностях. Самооценка ребенка становится дифференцированной и рефлексивной.
Первые шаги работы по программе обновленного содержания образования – только начало большой и кропотливой работы над навыками функциональной грамотности. Но уже намечены ориентиры для открытой траектории учащихся.