Развитие учащегося как личности, как субъекта деятельности является значимой проблемой в образовании на данный момент. Это связано с тем, что в наше время возросла потребность в тех людях, которые смогут быстро адаптироваться в школьном коллективе, проявляя самостоятельность и инициативу.
В младшем школьном возрасте происходит становление личности ребёнка. Все психические образования, которые будут сформированы в этом возрасте, являются базисными для развития ребёнка, сохраняясь в своих главных особенностях на все последующие годы, и оказывают существенное влияние на дальнейшее развитие человека.
Одним из таких психических образований является умственное развитие учащихся, которое в значительной степени оказывает влияние на успешность обучения. Поэтому школа в настоящее время ставит перед собой задачу не только дать знания учащимся по различным предметам, но и создать такие условия в процессе обучения, которые способствовали бы их умственному развитию.
Умственные возможности детей изначально различны. Уровень логического мышления младших школьников помогает им понять основные законы и связи в процессе обучения, усвоить конкретные факты и систематизировать полученные знания по предметам, а также установить взаимосвязи между полученными знаниями и практикой. Все свои знания в процессе жизнедеятельности ребёнок получает благодаря мышлению. Обучая детей, мы, прежде всего, должны разобраться в том, что ребенку дано от природы, а что приобретается под воздействием среды.
На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Большой интерес для младших школьников представляют конкурсы и викторины в процессе обучения. Они дают возможность ученику проверить и развить свои способности, являются одним из средств развития интеллектуальных способностей.
Учащиеся вторых классов нашей школы с большим интересом принимают активное участие в международных и республиканских интеллектуальных конкурсах: «Пони», «Русский медвежонок», «Человек и природа», «Юный каллиграф». Они уверенно идут к победе и поставленной цели: «Идти вперёд! Не останавливаться на достигнутом».