«Акмола облысы білім басқармасының Атбасар ауданы бойынша білім бөлімі Атбасар қаласының №1 жалпы орта білім беретін мектебі»
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа № 1 города Атбасар отдела образования по Атбасарскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Развитие информационной компетентности учащихся на уроках физики

24.11.2017

«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить».

Роджер Левин

Сколько существует человеческое общество - столько времени человек ищет способы повышения качества обучения, особенно в общеобразовательной школе. Давно доказано, что каждый ученик усваивает новые знания по-разному, и преподавателю непросто найти индивидуальный подход к каждому. Поэтому основная задача школы на современном этапе - создание индивидуальной заинтересованности в приобретении знаний, которые пригодятся в жизни любого человека. Здесь учителям и приходят на помощь новые современные технологии, приоритетными среди которых являются информационные коммуникативные. Их применение в учебной деятельности даёт возможность реализовать цели развивающего обучения, осуществить индивидуальный образовательный запрос каждого ученика. Главная задача использования компьютерных технологий - расширение интеллектуальных возможностей человека. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие более привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

Информационно-коммуникативные технологии, применяемые в образовательном процессе, позволяют развить исследовательские способности учеников, повысить познавательный интерес и мотивацию к учению, активизируют самостоятельную и совместную работу учащихся. Ребенок, владеющий современными компьютерными технологиями, учится самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее, то есть формируется информационная компетентность учащегося.

Информационная компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее определения (идентификации), организации, обработки, оценки, а также ее создания–продуцирования и передачи–распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях современного информационного общества.

Информационная компетентность включает освоение опыта деятельности на основе эмоционально-ценностностной ориентации личности.

К важнейшим базовым информационным компетенциям учащихся средней школы относятся следующие:

- компетенции в сфере первоначального информационного поиска, а именно:

• выделение ключевых слов для информационного поиска;

• самостоятельный поиск информации в информационном поле;

• организация поиска в сети Internet с использованием поисковых механизмов;

- технологические компетенции, такие как:

• составление плана общего характера;

• подбор и анализ литературы по теме из систематических и предметных каталогов;

• перевод информации из одной формы представления в другую;

• владение пакетом прикладных программ MS Office;

• использование возможностей информационного поиска в сети Internet;

- предметно-аналитические компетенции, а именно:

• выделение главного в тексте;

• анализ и систематизация полученной информации;

• самостоятельное формулирование выводов на основе полученной информации;

- операционно-деятельностные компетенции, такие как:

• написание реферата;

• составление тезисов выступления;

• использование средств наглядности при выступлении;

• подбор соответствующего материала для создания информационного продукта;

• оформление информационного продукта в виде презентации в программе MS Power Point;

- коммуникативные компетенции, а именно:

• презентация собственного информационного продукта;

• работа в команде;

• защита собственной точки зрения.

Формирование информационной компетентности должно проходить на всех уроках. При этом не стоит отказываться от применения традиционных подходов, таких как: словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой); наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций); практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы). В рамках личностно-ориентированного подхода к обучению особую роль играют метод проектов, разноуровневое обучение - технологии, обеспечивающие достаточно успешное формирование критического и творческого мышления, а также умений работать с информацией. Формированию информационной компетентности помогает использование активных методов обучения (групповая или командная работа, деловые и ролевые игры и т.д.).

Пример урока физики, с применением информационно-коммуникационных технологий, помогающих сформировать информационную компетентность учащихся.

Тема занятия

Радиоактивность.

Ссылки,

ресурсы

 

Сборники

задач, карточки для работы в группах, учебник «Физика 9», презентация

 

Цель урока

К концу

урока учащиеся выполнят компьютерный тест по теме «Радиоактивность»

Задачи

урока

 

 

 

обеспечить в ходе урока усвоение понятий

“радиоактивность”, альфа-, бета-, гамма излучений; продолжать формировать у

обучающихся научное мировоззрение; развивать навыки культуры речи, в целях

развития познавательного интереса обучающихся к предмету на уроке планируются

интересные исторические справки.

Результаты

обучения для учащихся

Учащиеся будут знать: определение

радиоактивности, альфа-, бета-, гамма излучений, правила смещения; уметь записывать уравнения

радиоактивных распадов

Ключевые

идеи, значимые для занятия

 

“Радиоактивность” – (лат)

radio – излучаю, aсtivus – действенный. В результате опыта, проведенного под

руководством английского физика Эрнеста Резерфорда, было

обнаружено, что радиоактивное излучение радия неоднородно, т.е. оно имеет

сложный состав.

Орг. момент

 

 

Вызов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

Релаксация

 

Формирование умений и навыков

 

 

 

 

 

Компьютерное тестирование

 

Рефлексия.

 

3/

 

 

2/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10/

 

 

 

 

 

 

 

 

2/

 

20/

 

 

 

 

 

 

 

5/

 

 

2/

Приветствие

Деление на

группы

 

Просмотр

видео фрагмента «Авария на Чернобыльской АС»

Учащимся предлагается определить тему урока. «Радиоактивность»

Затем совместно с учащимися определяется цель урока

«Изучить явление радиоактивности. Рассмотреть виды

радиоактивности»

 

Работа в

группах по изучению новой темы.

Изучить теоретический материал. Составить

презентацию по теме, отразив:

Вид излучения, указать частицу, правило смещения,

уравнение ядерной реакции

 

Исторический

экскурс

 

Работа в

группах по изучению полученных презентаций и решению задач

Каждая

группа получает задание (по 3 задачи на группу)

 

 

 

Отвечают

на тесты за ПК

 

 

Составить синквейн по уроку

Распределяют

роли в группе

 

Обсуждают

в группах и озвучивают ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

Оформляют

презентацию, отправляют в другие группы по электронной почте

 

 

 

 

3 минуты

работают

в группе,

затем показывают решение у доски

 

самопроверка

 

 

работают в

группах

Домашнее задание

Выучить опорный конспект по теме

Подготовить

по 3 задачи по теме

Учитель, желающий развить исследовательские способности учеников, повысить интерес к предмету и мотивацию к учению, должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой ребенок мог бы выражать и одновременно учить себя. Владение информационной компетентностью в сочетании с квалифицированным использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий, составляет суть информационно-функциональной компетентности.

Просмотров: 413


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст