"Где нет случая проявить талант, там и нет талантов"
Фейербах Людвиг Андреас
Что такое одаренность?
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. По данным психологов, одаренностью наделены от 5 до 20% учащихся.
Понятие «одаренность» включает:
- Психофизиологические особенности
- природно-обусловленная потребность к умственному труду;
- стремление к личной эмоциональной независимости;
- интуитивность.
Интеллектуальные способности:
*познавательный интерес;
*высокий уровень интеллектуального развития;
*способность к абстрагированию;
*диалектическое мировоззрение
*Творческий (креативный) потенциал:
*оригинальность в решении познавательных вопросов;
*инициативность;
*целенаправленность в выборе видов деятельности;
Мировоззренческие ценности:
высокий уровень сознательности и культуры;
высокий уровень морально-эстетической рефлексии, самоанализа и самоконтроля.
Особенности развития одаренных детей
-Любознательность
-Отличная память
-Ранняя и развитая речь
-Высокий уровень логического и абстрактного мышления
-Высокая концентрация внимания
-Яркое воображение
-Целеустремленность
-Самостоятельность
-Чувство справедливости
-Лидерство
-Чувство юмора
-Высокий энергетический уровень
-Повышенная чувствительность
Виды одаренности
-Интеллектуальная
-Академическая
-Творческая
-Лидерская
-Художественно исполнительская
-Психомоторная
Интеллектуальная одаренность - отличительные признаки:
повышенная любознательность
исключительная сообразительность, оперативность мыслительных процессов
полное погружение в предпочтительную сферу деятельности
успешное применение знаний и умений в практических ситуациях
острота аналитического ума
Академическая одаренность - отличительные признаки:
ярко выраженный интерес к предмету
способность конструктивного овладения понятиями по избранному предмету
демонстрация понимания сложных причинно – следственных связей
исключительная способность классифицировать, систематизировать материал по предмету
высокая мотивация при изучении предмета.
Проблемы одаренных детей
*Неприязнь к школе
*Игровые интересы
*Конформность
*Погружение в философские проблемы
*Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием
*Стремление к совершенству
*Потребность во внимании взрослых
Рекомендации учителям:
• Учителю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный ребенок будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой стремится учитель.
• Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы. Другая крайность — преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны учителя,— конечно, недопустима.
• Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
• Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
• Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.
• Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
• Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач.
• Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.