«Акмола облысы білім басқармасының Атбасар ауданы бойынша білім бөлімі Атбасар қаласының №1 жалпы орта білім беретін мектебі»
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа № 1 города Атбасар отдела образования по Атбасарскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Пояснительная записка

28.07.2017

Программа деятельности

литературно-краеведческого музея им. И. Есенберлина.

 

 Работа литературно-краеведческого музея ГКУ «Средняя школа № 1 отдела образования Атбасарского района» началась 3 февраля 1984 года 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Краеведение и музееведение в системе образования являются традиционными и эффективными средствами обучения и воспитания у школьников любви к родному краю и творчеству знаменитых людей района. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач школы является организация работы школьного музея. Его создание в школе вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о своей местности, школе; о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины.

Школьный музей — это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории или природы родного края. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.

Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг — успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления «по горячим следам», то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация происходящих событий или явлений природы является актуальной задачей школьного музея. Фотосъемка и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея — все это является важным средством документирования истории родного края.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. В школьных музеях ребенок выступает не только как потребитель продукта музейной деятельности, но и как активный его создатель.

Краеведческая работа ведется в школе уже в течение нескольких лет. Собранный материал по творчеству писателя И. Есенберлина и истории нашего края хранится в школьном музее. Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности и призвана помочь учащимся шире познакомиться с родным краем, глубже понять своеобразие его природы, истории и культуры, а также познакомиться с приемами собирательской и музейной работы через экскурсии, экспедиции, интересные встречи.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ  ПРИНЦИПЫ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Цель программы: создать оптимальные условия для развития творческой деятельности учащихся по изучению творчества писателя, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.

Основные задачи, которые необходимо решить для достижения

цели программы:

• активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся;

• развитие их творческих способностей;

• приобщение школьников к культуре предков, к традициям и обычаям казахского народа, привитие чувства любви к родному краю;

• воспитание у учащихся гражданственности и патриотизма;

• привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края;

• формирование и пополнение музейных коллекций, обеспечение сохранности экспонатов, учет фондов музея.

Основные принципы осуществления программы:

• принцип заботливого отношения друг к другу, к окружающему миру;

• принцип совместной деятельности учащихся;

• принцип целесообразности («все делать с пользой»);

• принцип творческого отношения к делу.

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется по следующим направлениям:

• поисково-исследовательская деятельность;

• учет и хранение фондов;

• экспозиционная деятельность;

• просветительская деятельность.

Поисково-исследовательская деятельность

Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по творчеству И. Есенберлина и возрождению истории родного края. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора историко-краеведческого материала:

• планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;

• экспедиционный сбор;

• прием даров и случайных поступлений.

Такая работа позволит:

• проводить на базе музея совместную работу учителя и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родного края;

• обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся;

• участвовать в районных олимпиадах по истории;

• создавать фонд мультимедийных презентаций.

Учет и хранение фондов

Основные задачи данного направления работы музея:

• создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;

• правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;

• точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;

• организовать прием и выдачу музейных предметов;

• обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.

Экспозиционная деятельность

Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления — способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:

• освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;

• учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;

• использовать в работе выставки-передвижки;

• предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников.

 

Разделы  и экспозиции  школьного музея:

1 раздел:   «Его имя носит наша школа»

А) «Детство И. Есенберлина»

Б) «Юность»

В) «Военные годы»

Г) «Творческая деятельность»

2 раздел: «Краеведческий»

А) «Наши ветераны»

Б) «Целина и её герои»

В) «История создания школы»

Г) «Ветераны Великой Отечественной Войны»

Д) «Летопись школьных лет» - альбом.

 

Планируется создание экспозиции  «Наши славные горожане», «Семья И.Есенберлина»- банер

 

Просветительская работа

Главная задача данного направления — вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:

• продолжить обучение учащихся методам поисково-исследовательской работы;

• продолжить проведение в музее совместные мероприятий: встречи,беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии и др.;

• использовать материалы музея на уроках истории, литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах;

Главный критерий повседневной работы музея — это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея.

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на учащихся школы разных возрастов, интересующихся творчеством знаменитого земляка и историей родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу, а также учителей и родителей.

Для создания, развития и функционирования литературно-краеведческого музея в школе сформирован актив музея.

Актив музея и учащиеся школы:

1.   Пополняют фонды музея путем организации исследований,  переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливают связи с другими музеями;

2.   Проводят сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;

3.   Изучают собранный материал и обеспечивают его учет и хранение;

4.   Оформляют экспозиции и выставки;

5.   Проводят экскурсии для учащихся, родителей, педагогов, гостей школы;

6.   Оказывают содействие учителям в использовании музейных экспонатов в учебном процессе;

7.   Принимают активное участие  в районных и областных мероприятиях В целях повышения эффективности работы в составе актива музея распределены поручения. Состав актива музея и направления его деятельности определяется на заседании Совета музея.

                                            

Состав совета музея:

Председатель совета музея:

Мусипова Забира  9 класс

Старшая поисковая  группа:

Абаев Дэни 10 класс

Литвинова Анастасия 9 класс

Мизембаева Айжан 9 класс

Младшая поисковая группа:

Гудилина Альбина 6 класс

Семенков Денис 8 класс

Закалужский Роман 8 класс

Гавриленко Алина 6 класс

Лебедева Алена 6 класс

Терзиди Вера 7 класс

Тепляков Анатолий 7 класс

Экскурсоводы:

Мусипова Забира  9 класс (казахский язык)

Абаев Дэни 10 класс (английский язык)

Абаев Изновур 7 класс (английский язык)

Литвинова Анастасия 9 класс (русский язык)

Пресс-центр:

Мизембаева Айжан 9 класс

 

Отвечает за работу музея и актива руководитель школьного музея учитель казахского языка и литературы Кайрбекова Куляим Даулетовна

Перечень обязанностей руководителя школьного музея

1.   Планирует работу школьного музея и актива музея.

2.   Организует работу по поиску и сбору материалов по теме музея.

3.   Ведет документацию школьного музея.

4.   Обеспечивает сохранность экспонатов школьного музея.

5.   Организует стационарные и передвижные выставки; пропагандирует материалы музея путем организации экскурсий, проведения совместных уроков с учителями истории, литературы, краеведения, начальных классов.

6.   Курьирует работу Совета музея.

7.   Готовит отчетную документацию о деятельности музея.

 

 

                     ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

Первый этап — информационно-познавательный На этом этапе осуществлен сбор краеведческого материала, оформлена музейная комната, проведена паспортизация музея.  На заседаниях актива музея учащиеся овладели основными краеведческими знаниями.

Второй этап — операционно-деятельностный На этом этапе активисты музея овладевают навыками и умениями работать с источником, описывать объекты.

Третий этап — практико-ориентационный Результатом работы на данном этапе должно стать овладение учащимися спецификой работы в школьном музее и основами научно-исследовательской деятельности.

УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ

Управление программой осуществляется советом музея, в состав которого входят: директор школы, руководитель музея, учитель истории, библиотекарь  школы, родители учащихся.

ПРЕДПАЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Данная программа открывает широкие возможности для разностороннего развития учащихся, так как в ней в единстве решаются разнообразные образовательные и воспитательные задачи. Реализация программы оказывает большое влияние на развитие личности школьника, на процесс обучения и воспитания детей, на формирование их социальной активности, привитие бережного отношения к природе, воспитание чувства любви к Родине.

2. Повышается образовательный уровень всех участников программы, у них формируются новые навыки получения знаний, возрастает интерес к изучению творчества писателя  и родному краю. Работа по этой программе формирует у учащихся устойчивый интерес к истории своего народа, материальной и духовной культуре.

3. Фонды музея пополняются новыми материалами, создаются летописи школы, города.

Просмотров: 465


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст