Программа деятельности
литературно-краеведческого музея им. И. Есенберлина.
Работа литературно-краеведческого музея ГКУ «Средняя школа № 1 отдела образования Атбасарского района» началась 3 февраля 1984 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Краеведение и музееведение в системе образования являются традиционными и эффективными средствами обучения и воспитания у школьников любви к родному краю и творчеству знаменитых людей района. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач школы является организация работы школьного музея. Его создание в школе вызвано стремлением участников образовательного процесса знать больше о своей местности, школе; о людях, которые здесь жили и живут, трудились и трудятся в настоящее время, а также желанием сохранить историю своей малой Родины.
Школьный музей — это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории или природы родного края. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.
Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти. Исчезают источники, связанные с этими событиями. Наш долг — успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное. Если не фиксировать события и явления «по горячим следам», то позже их изучение потребует много сил и времени. Поэтому фиксация происходящих событий или явлений природы является актуальной задачей школьного музея. Фотосъемка и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея — все это является важным средством документирования истории родного края.
Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. В школьных музеях ребенок выступает не только как потребитель продукта музейной деятельности, но и как активный его создатель.
Краеведческая работа ведется в школе уже в течение нескольких лет. Собранный материал по творчеству писателя И. Есенберлина и истории нашего края хранится в школьном музее. Данная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно-воспитательной деятельности и призвана помочь учащимся шире познакомиться с родным краем, глубже понять своеобразие его природы, истории и культуры, а также познакомиться с приемами собирательской и музейной работы через экскурсии, экспедиции, интересные встречи.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создать оптимальные условия для развития творческой деятельности учащихся по изучению творчества писателя, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения
цели программы:
• активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся;
• развитие их творческих способностей;
• приобщение школьников к культуре предков, к традициям и обычаям казахского народа, привитие чувства любви к родному краю;
• воспитание у учащихся гражданственности и патриотизма;
• привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края;
• формирование и пополнение музейных коллекций, обеспечение сохранности экспонатов, учет фондов музея.
Основные принципы осуществления программы:
• принцип заботливого отношения друг к другу, к окружающему миру;
• принцип совместной деятельности учащихся;
• принцип целесообразности («все делать с пользой»);
• принцип творческого отношения к делу.
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется по следующим направлениям:
• поисково-исследовательская деятельность;
• учет и хранение фондов;
• экспозиционная деятельность;
• просветительская деятельность.
Поисково-исследовательская деятельность
Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по творчеству И. Есенберлина и возрождению истории родного края. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора историко-краеведческого материала:
• планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;
• экспедиционный сбор;
• прием даров и случайных поступлений.
Такая работа позволит:
• проводить на базе музея совместную работу учителя и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родного края;
• обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся;
• участвовать в районных олимпиадах по истории;
• создавать фонд мультимедийных презентаций.
Учет и хранение фондов
Основные задачи данного направления работы музея:
• создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;
• правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;
• точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;
• организовать прием и выдачу музейных предметов;
• обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.
Экспозиционная деятельность
Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления — способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:
• освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;
• учитывать основные эстетические требования: ритмичность в расположении экспозиционных комплексов, равномерность насыщения их частей, пропорциональную загрузку экспозиционных площадей;
• использовать в работе выставки-передвижки;
• предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников.
Разделы и экспозиции школьного музея:
1 раздел: «Его имя носит наша школа»
А) «Детство И. Есенберлина»
Б) «Юность»
В) «Военные годы»
Г) «Творческая деятельность»
2 раздел: «Краеведческий»
А) «Наши ветераны»
Б) «Целина и её герои»
В) «История создания школы»
Г) «Ветераны Великой Отечественной Войны»
Д) «Летопись школьных лет» - альбом.
Планируется создание экспозиции «Наши славные горожане», «Семья И.Есенберлина»- банер
Просветительская работа
Главная задача данного направления — вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:
• продолжить обучение учащихся методам поисково-исследовательской работы;
• продолжить проведение в музее совместные мероприятий: встречи,беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии и др.;
• использовать материалы музея на уроках истории, литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах;
Главный критерий повседневной работы музея — это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея.
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на учащихся школы разных возрастов, интересующихся творчеством знаменитого земляка и историей родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу, а также учителей и родителей.
Для создания, развития и функционирования литературно-краеведческого музея в школе сформирован актив музея.
Актив музея и учащиеся школы:
1. Пополняют фонды музея путем организации исследований, переписки и личных контактов с различными организациями и лицами, устанавливают связи с другими музеями;
2. Проводят сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников по соответствующей тематике;
3. Изучают собранный материал и обеспечивают его учет и хранение;
4. Оформляют экспозиции и выставки;
5. Проводят экскурсии для учащихся, родителей, педагогов, гостей школы;
6. Оказывают содействие учителям в использовании музейных экспонатов в учебном процессе;
7. Принимают активное участие в районных и областных мероприятиях В целях повышения эффективности работы в составе актива музея распределены поручения. Состав актива музея и направления его деятельности определяется на заседании Совета музея.
Состав совета музея:
Председатель совета музея:
Мусипова Забира 9 класс
Старшая поисковая группа:
Абаев Дэни 10 класс
Литвинова Анастасия 9 класс
Мизембаева Айжан 9 класс
Младшая поисковая группа:
Гудилина Альбина 6 класс
Семенков Денис 8 класс
Закалужский Роман 8 класс
Гавриленко Алина 6 класс
Лебедева Алена 6 класс
Терзиди Вера 7 класс
Тепляков Анатолий 7 класс
Экскурсоводы:
Мусипова Забира 9 класс (казахский язык)
Абаев Дэни 10 класс (английский язык)
Абаев Изновур 7 класс (английский язык)
Литвинова Анастасия 9 класс (русский язык)
Пресс-центр:
Мизембаева Айжан 9 класс
Отвечает за работу музея и актива руководитель школьного музея учитель казахского языка и литературы Кайрбекова Куляим Даулетовна
Перечень обязанностей руководителя школьного музея
1. Планирует работу школьного музея и актива музея.
2. Организует работу по поиску и сбору материалов по теме музея.
3. Ведет документацию школьного музея.
4. Обеспечивает сохранность экспонатов школьного музея.
5. Организует стационарные и передвижные выставки; пропагандирует материалы музея путем организации экскурсий, проведения совместных уроков с учителями истории, литературы, краеведения, начальных классов.
6. Курьирует работу Совета музея.
7. Готовит отчетную документацию о деятельности музея.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Первый этап — информационно-познавательный На этом этапе осуществлен сбор краеведческого материала, оформлена музейная комната, проведена паспортизация музея. На заседаниях актива музея учащиеся овладели основными краеведческими знаниями.
Второй этап — операционно-деятельностный На этом этапе активисты музея овладевают навыками и умениями работать с источником, описывать объекты.
Третий этап — практико-ориентационный Результатом работы на данном этапе должно стать овладение учащимися спецификой работы в школьном музее и основами научно-исследовательской деятельности.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ
Управление программой осуществляется советом музея, в состав которого входят: директор школы, руководитель музея, учитель истории, библиотекарь школы, родители учащихся.
ПРЕДПАЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Данная программа открывает широкие возможности для разностороннего развития учащихся, так как в ней в единстве решаются разнообразные образовательные и воспитательные задачи. Реализация программы оказывает большое влияние на развитие личности школьника, на процесс обучения и воспитания детей, на формирование их социальной активности, привитие бережного отношения к природе, воспитание чувства любви к Родине.
2. Повышается образовательный уровень всех участников программы, у них формируются новые навыки получения знаний, возрастает интерес к изучению творчества писателя и родному краю. Работа по этой программе формирует у учащихся устойчивый интерес к истории своего народа, материальной и духовной культуре.
3. Фонды музея пополняются новыми материалами, создаются летописи школы, города.