Единственный критерий продуктивности—наличие самостоятельного, творческого продукта деятельности конкретного ученика, а не соответствие стандарту ( идеальному усредненному уровню образованности, подготовленности и т.п.). Образовательный процесс остается по-прежнему отчужденным от учащегося: он объективен, потому не интересен для подростка; он дан учащемуся учителем, а не задается самим ребенком. Ученика по-прежнему стараются «продуктивно» учить, но ему не создают условия для того, чтобы он действительно продуктивно учился сам. На таком понимании роли школы в обучении личности гроздями висят стереотипы: «Я учу детей», «Я воспитываю детей», «Я руковожу детьми».
Надо перевернуть, поставить с головы на ноги всю школьную «продуктивную дидактику», тогда идея продуктивности будет избавлена от стереотипа. Учитель может взглянуть на себя другими глазами «Ребенок учится сам, и я ему профессионально помогаю учиться», «поддерживаю ребенка в его самоопределении и саморазвитии», «Я взаимодействую с детьми». Таким образом основными принципами современной школы будут наглядность, систематичность, последовательность, научность, руководящая роль учителя, связь теории с практикой, самоконтроль.
Ставя задачу развития ребенка как приоритетную, нельзя обойти такую категорию как свобода. Потребность в свободе глубоко заложена в человеке, связанна с сокровенной сутью его природы. Человеческое в человеке формируется в процессе все большего обретения им духовной свободы и связи с возможностью самостоятельно осуществлять выбор жизненных целей и проектов. Свобода выбора + свобода решения + свобода действий + свобода творчества и самовыражения. Может быть тут и не вся цепочка, но последовательность такова: свобода—необходимое условие для развития и понимается как право на выбор. Но свобода не значит безответственность.
Хочу показать, как ее применяю это понятие на практике и в различных видах речевой деятельности. Например, после ознакомления с новыми лексическими единицами требуется фонетическая тренировка этих слов, я предлагаю учащимся среднего звена выучить стихотворение или пословицу, или использовать отрывок из текста, в котором содержатся лексические единицы. Можно с уверенностью сказать, что дети с повышенной ответственностью выберут 1-е задание, а ученики послабее ограничатся чтением отрывка из учебника, но тем не менее задание будет выполнено.
Использование игровых моментов также способствует раскрепощению. Так, например, игра «Who knows the text best?» Учащиеся по цепочке пересказывают текст, и каждый имеет право говорить до 5 предложении (это максимальное количество предложении) не выбывают из игры и те, кто называет 1 предложение. Уделяется большое внимание сильным учащимся, но и те, чья подготовка оказалась не на достаточном уровне не остаются в стороне.
Понятие свобода также наблюдается при развитии навыка не подготовленной речи. При выполнения упражнения с заданиями типа «Listen to the teacher`s statements and make your comments» предполагается, что каждый ученик, к которому я обратилась, сообщит о себе некоторые сведения:
Т: I`m fond of hockey.
Р1: I don`t like this game. I prefer football.
Р2: Sport isn`t my hobby. When I have time. I prefer to read.
Развитию навыка неподготовленной монологической речи также способствует право выбора задания самим учеником. Для того ,чтобы обеспечить эффективное прохождение материала дается задание по степени сложности:
1. Придумать ситуацию с данными словами.
2. Закончить по своему усмотрению рассказ, начало которого они прослушали. Это задание, конечно, выберут более подготовленные учащиеся.
3. Менее подготовленные перескажут на английском языке, а учащиеся со слабой подготовкой сделают пересказ на русском языке. Если бы не было свободы выбора, то это задание выполнила бы только группа учеников. Очень часто я использую групповые задания по работе с текстом. Например: группа учащихся работает в составе 4-х человек.
Задание:
1. Чтение
2. Пересказ
3. Перевод
4.Ответы на вопросы по тексту.
Разрешаю выступить по 1-му учащемуся по каждому пункту, который будет оценен, общая оценка выставляется в журнал. Ребята выбирают сами, по какому пункту каждый из них хочет выступить. По степени сложности ответы распределяются следующим образом: 1) пересказ; 2) ответы на вопросы; 3) перевод; 4) чтение. Таким образом, каждый из учащихся находит свои способ самовыражения, а учитель видит степень подготовленности ученика.
Очень важно создать не только возможность больше работать самостоятельно, но и атмосферу свободы вообще. При быстром темпе урока я разрешаю учащимся отвечать сидя, используя попутно диалог для развития диалогической речи.
Какие бы технологии не применял учитель, все они будут хороши, если есть результат его труда. Но можно выделить 5 основных подходов к обучению:
1. Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека.
2. Начиная обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно.
3. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика не будет более нужно.
4. Создай такую атмосферу на уроке, чтобы ученик чувствовал себя свободным для творчества самовыражения, не боясь оценок и твоего настроения,
5. Обучай с желанием. О свободе ученика в учебном процессе.
Единственный критерий продуктивности—наличие самостоятельного, творческого продукта деятельности конкретного ученика, а не соответствие стандарту ( идеальному усредненному уровню образованности, подготовленности и т.п.). Образовательный процесс остается по-прежнему отчужденным от учащегося: он объективен, потому не интересен для подростка; он дан учащемуся учителем, а не задается самим ребенком. Ученика по-прежнему стараются «продуктивно» учить, но ему не создают условия для того, чтобы он действительно продуктивно учился сам. На таком понимании роли школы в обучении личности гроздями висят стереотипы: «Я учу детей», «Я воспитываю детей», «Я руковожу детьми».
Надо перевернуть, поставить с головы на ноги всю школьную «продуктивную дидактику», когда идея продуктивности будет избавлена от стереотипа. Учитель может взглянуть на себя другими глазами «Ребенок учится сам, и я ему профессионально помогаю учиться», «поддерживаю ребенка в его самоопределении и саморазвитии», «Я взаимодействую с детьми». Таким образом основными принципами современной школы будут наглядность, систематичность, последовательность, научность, руководящая роль учителя, связь теории с практикой, самоконтроль.
Ставя задачу развития ребенка как приоритетную, нельзя обойти такую категорию как свобода. Потребность в свободе глубоко заложена в человеке, связанна с сокровенной сутью его природы. Человеческое в человеке формируется в процессе все большего обретения им духовной свободы и связи с возможностью самостоятельно осуществлять выбор жизненных целей и проектов.
Свобода выбора + свобода решения + свобода действий + свобода творчества и самовыражения. Может быть тут и не вся цепочка, но последовательность такова: свобода—необходимое условие для развития и понимается как право на выбор.
Но свобода не значит безответственность.
Хочу показать, как ее применяю это понятие на практике и в различных видах речевой деятельности. Например, после ознакомления с новыми лексическими единицами требуется фонетическая тренировка этих слов, я предлагаю учащимся среднего звена выучить стихотворение или пословицу, или использовать отрывок из текста, в котором содержатся лексические единицы. Можно с уверенностью сказать, что дети с повышенной ответственностью выберут 1-е задание, а ученики послабее ограничатся чтением отрывка из учебника, но тем не менее задание будет выполнено.
Использование игровых моментов также способствует раскрепощению. Так, например, игра «Who knows the text best?» Учащиеся по цепочке пересказывают текст, и каждый имеет право говорить до 5 предложении (это максимальное количество предложении) не выбывают из игры и те, кто называет 1 предложение. Уделяется большое внимание сильным учащимся, но и те, чья подготовка оказалась не на достаточном уровне не остаются в стороне.
Понятие свобода также наблюдается при развитии навыка не подготовленной речи.
При выполнения упражнения с заданиями типа «Listen to the teacher`s statements and make your comments» предполагается, что каждый ученик, к которому я обратилась, сообщит о себе некоторые сведения:
Т: I`m fond of hockey.
Р1: I don`t like this game. I prefer football.
Р2: Sport isn`t my hobby. When I have time. I prefer to read.
Развитию навыка неподготовленной монологической речи также способствует право выбора задания самим учеником. Для того ,чтобы обеспечить эффективное прохождение материала дается задание по степени сложности:
1. Придумать ситуацию с данными словами.
2. Закончить по своему усмотрению рассказ, начало которого они прослушали. Это задание, конечно, выберут более подготовленные учащиеся.
3. Менее подготовленные перескажут на английском языке, а учащиеся со слабой подготовкой сделают пересказ на русском языке. Если бы не было свободы выбора, то это задание выполнила бы только группа учеников. Очень часто я использую групповые задания по работе с текстом. Например: группа учащихся работает в составе 4-х человек.
Задание:
1. Чтение 3. Пересказ
2. Перевод 4. Ответы на вопросы по тексту.
Разрешаю выступить по 1-му учащемуся по каждому пункту, который будет оценен, общая оценка выставляется в журнал. Ребята выбирают сами, по какому пункту каждый из них хочет выступить.
По степени сложности ответы распределяются следующим образом: 1) пересказ; 2) ответы на вопросы; 3) перевод; 4) чтение. Таким образом, каждый из учащихся находит свои способ самовыражения, а учитель видит степень подготовленности ученика.
Очень важно создать не только возможность больше работать самостоятельно, но и атмосферу свободы вообще. При быстром темпе урока я разрешаю учащимся отвечать сидя, используя попутно диалог для развития диалогической речи.
Какие бы технологии не применял учитель, все они будут хороши, если есть результат его труда. Но можно выделить 5 основных подходов к обучению:
1. Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека.
2. Начиная обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно.
3. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика не будет более нужно.
4. Создай такую атмосферу на уроке, чтобы ученик чувствовал себя свободным для творчества самовыражения, не боясь оценок и твоего настроения,
5. Обучай с желанием.