Качественные перемены, происходящие в отечественной школе (широкое развёртывание инновационных процессов, появление новых типов учебных заведений, пост автономии образовательных учреждений) предъявляют возрастающие требования к среднему образованию и роли учителя в нём. Ведь именно учителю приходится действовать в условиях неопределённости в обществе и образовании.
Я, учитель английского языка, испытываю серьёзные трудности в обучении своему предмету. Здесь наблюдается некоторая полярность: с одной стороны- необходимо научить детей свободно общаться на изучаемом языке, а с другой –ничтожно малое количество часов, которое предлагает стандартная программа обучения в средней школе. Особенно печальной видится эта картина в средней неспециализированной школе (5-11 класс – 2 часа в неделю). Много проблем и белых пятен. Вот и приходится разрабатывать технологии, помогающие одновременно привить интерес к языку, решить проблему тренировки кратковременной памяти, развивать монологическую и диалогическую речь.
Обучение английскому языку в первый год ведётся устно, т.е. учащиеся овладевают прежде всего аудированием и говорением - двумя взаимосвязанными сторонами устной формы коммуникации, причём аудированию придается особое значение. Оно является и целью и мощным средством обучения,так как через него происходит усвоение лексической стороны английского языка и его грамматической структуры . Всё это способствует формированию аудитивной памяти учащихся, без него невозможно дальнейшее овладение языком как средством общения.
Уже на первых ступенях начинается обучение английскому языку как средству общения и развития учащихся с помощью этого языка.
Если раньше перед школой стояла задача научить ребёнка читать и переводить со словарём, то сейчас, благодаря социально-экономическим культурным преобразованиям, изменилась цель обучения иностранного языка. Теперь она формируется так: «…использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира».
Основной целью обучения английскому языку является коммуникация, т.е. общение, формирования речевых умений и навыков осуществляется посредством обильного слушания и имитации речевых моделей на первом этапе их введения.
На начальном этапе - это многократная проработка «жёстких» речевых моделей, которые в дальнейшем могут подвергаться варьированию. Монологические высказывания, как правило, являются частью диалога и поэтому обучение текстуально и ситуативно обусловлены и ограничены по длительности. Они является органичным и естественным компонентом диалога, поэтому обучение монологической речи ведётся по тем же этапам и уровням, что и обучение диалогической речи, практически с первых уроков. Многие языковеды считают, что к концу первого года обучения учащиеся могут высказать около 10 предложений по определенной теме. Для того, чтобы улучшить этот результат я использую в своей работе с учениками опорные схемы. Опорная схема представляет собой то же самое монологическое высказывание, состоящее из 25-40 предложений по одной теме. Отличительная черта лишь в том, что в схеме содержится опора-подсказка» (опорное слово, буква или грамматическая структура), с помощью которой ученик без особых усилий памяти составляет предложение.
Как показал опыт работы, в экспериментальных классах, интерес учащихся и их успех в этой работе обеспечиваются новизной коммуникативного задания. Работа с опорными схемами предполагает следующие этапы:
1. Первичное прослушивание монолога на английском языке
2. Перевод речевых моделей на русский язык (на этом этапе очень часто происходит опережающее устное освоение речевых моделей и грамматических структур).
3. Отработка каждой модели в режиме T-CI с объяснением опор –слов, опор-букв, опор- картинок.
4. Многократное повторение предложений в отдельности и по 2-3 предложения.
5. Заучивание моделей.
6. Закрепление речевых моделей хором и индивидуально (обычно использую для этого обратный перевод, соревнование или опрашиваю учащихся в разброс по всей схеме). Такая работа проводится почти на каждом уроке в течение темы, а затем можно использовать для повторения и закрепления лексического и грамматического материала.
Опорная схема, на мой взгляд, обязательно должна иметь сюжетно-тематическую основу. Например: “My family”, “Seasons”, “My house”, “My working day”. На этой основе ребёнок в дальнейшем будет иметь возможность составить рассказ о своей семье, доме, квартире, о том, как проходит утро в доме, восхититься природой и т.д.
Для того, чтобы эти схемы не стирались в памяти, всегда были под рукой я рекомендую своим ученикам завести альбомы для схем. Нередко при переписывании схемы они вносят интерпретацию, но я этому не препятствую. По –моему, главное в этом случае привить интерес, дав ребёнку возможность пофантазировать, «оживить» жестокую речевую модель.
Когда первая и главная цель достигнута –дети заинтересовались, преодолев первые трудности, остаётся дело за «малым»: поддержать этот интерес в течение остальных уроков учебного года.
В настоящее время на обобщающих уроках дети говорят 120 предложений по опорным схемам.