Цели.1.Расширить знания детей об истории создания книги. 2.Воспитывать чувство уважения к создателям книг, побуждать учащихся к чтению.Оформление: презентация.
Ход классного часа:1. Вступление.Учитель.Послушайте загадку, отгадаете и узнаете, о чём будет идти речь на классном часе.
Не куст, а с листочками
, Не рубаха, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Учитель.
Сегодня мы поговорим о книгах.
Наша задача, слушать внимательно, отвечать на вопросы точно, работать
активно, а в конце нашего классного часа определим, кто у нас самый
любознательный, внимательный и активный.
В течение классного часа вы узнаете:
Историю рождения книг. Где живут книги? Зачем нужны книги людям? Какая роль книг в жизни людей? Послушайте стихотворение, которое прочитают ребята.МОЙ ДРУГ
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем,
И наш разговор потихоньку ведем…
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков,
Про тайны Земли и движенья планет –
С тобой ничего непонятного нет,
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.
Н. Найденова
II. Основная часть.
Из истории создания книги. Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище и, бывает, что не всегда ценим и бережём ее. Но вдумайтесь, ведь книга – это
надежное средство передачи знаний от поколения к поколению. Книги не только знакомят нас с прошлым, но и позволяют разобраться в настоящем и,словно крылья, уносят нас в будущее. Это единственная «машина времени»,с помощью, которой можно совершать увлекательные путешествия. Книга позволяет побывать в любых частях земного шара, познакомиться с жизнью замечательных людей. Книга – источник знаний, бодрости духа. Сейчас мы кратко расскажем историю рождения книг, ведь они живут уже несколько тысяч лет. Но не всегда книги были такими, какими мы видим их сегодня.Чтение стихотворений учениками.Печатные книги возникли не сразу, Летописец, переписывал каждую фразу,Глаза уставали, дрожала рука.И так продолжалось века и века.В старину люди очень ценили книги. Они стоили дорого, так как создавались медленно, ценой кропотливого труда летописца, который от руки переписывал строку за строкой. Писал летописец гусиным пером или острой палочкой на папирусе, бересте или пергаменте (тонкой телячьей коже).
Труд летописца был очень тяжёл.
Без людей, без друзей, в одиночку
Он на строчку нанизывал строчку.
Перепишет всего пару книг
И, глядишь, уже дряхлый старик.
И вот, наконец, наступил этот срок,
Когда был придуман печатный станок.
И стала доступною книга в стократ,
И был человек очень этому рад.
Машина умнела, умнела, а ныне
Доверили книгу великой машине,
Чтоб мы получили книгу, над ней
Поработало очень, много людей.
Чтобы сделать бумагу, трудятся лесорубы и сплавщики
(ведь бумагу для книг делают из древесины). Писатели, поэты, учёные пишут тексты, художники рисуют иллюстрации. Наборщики, переплётчики и ещё многие другие люди создают книги в типографии. Как видите, печатный станок помогает людям сделать книгу, но главным всё - таки, остается труд человека.Книга прошла нелёгкий и длинный путь, прежде чем попасть к нам. Сама машина, даже самая умная, одна сделать для нас книгу не сможет. Люди, каких профессий прикладывают немало сил для создания книги (ответы учеников).
Чтоб книги были у детей
Трудились, множество людей
На фабрике и в поле.
Трудились твой отец и мать.
Беречь и книгу, и тетрадь,
Не мять, не пачкать, не трепать
В библиотеке, в школе,
Нам книги – лучшие друзья,
Они дают нам счастье.
А эта книга – и моя,
Да и твоя отчасти!
Учитель: У нас в гостях книга. Давайте послушаем, что она нам скажет.
Ученик читает стихотворение:
Я – Книга! Я – товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид всегда приятен,
Оберегай меня от пятен!
Мой переплет не выгибай,
Мой корешок не поломай!
Не загибай мои листы,
А про закладку помнишь ты?
Запомни, я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
Учитель: Ребята, а вы знаете, как правильно обращаться с книгой? Давайте
вместе проговорим правила обращения с книгой.
Правила обращения с книгой.
1. Бери книгу только чистыми руками.
2. Оберни книгу, вложи в нее закладку.
3. Переворачивай страницы книги за правый верхний угол.
4. Не перегибай книгу при чтении.
5. Не делай в книге нестираемых пометок, не загибай страницы.
6. Если книга порвалась – подклей ее.
Ученик: Хорошо, ребята не забывайте эти правила и тогда книги у вас будут
всегда в порядке.
Учитель. Нет ни одного писателя и поэта, который не написал бы много
хороших слов о книге. Мне хочется прочитать, что писал о книге Алексей
Максимович Горький. (Максим Горький это псевдоним русского поэта, его
настоящая фамилия Пешков)
«Всем хорошим во мне я обязан книгам: еще в молодости я понял уже,
что искусство более великодушно, чем люди. Я люблю книги: каждая из
них мне кажется чудом, а писатель – магом».
Учитель. Вот так, ребята относился к книге великий Горький.
А как вы относитесь к книге? Что она для вас значит? Пусть для вас книга
будет чудом, а писатель магом.
Ответы детей: К книге я отношусь почтительно, ведь она нас учит наравне с
педагогами.
Учитель. Прочитав книгу можно узнать весь мир. Книга – это твое будущее.Книга – это полезный досуг. Раньше не было компьютеров, не было множества программ по телевидению, как сейчас, поэтому книга оставалась тем источником, который давал свет в мир. Сейчас все немного по-другому. И многие перестали читать книги, ведь информацию можно почерпнуть в другом месте. Но скажите, разве ценность книги от этого изменилась? Ученик. Нет. Книгу ничем нельзя заменить. Учитель. И я, кажется, знаю почему. Ведь книга, как друг. Ее читаешь и,кажется, что разговариваешь с тем, кто ее написал. Самое главное – книганам открывает, прежде всего, самих себя. Когда вы читаете книгу, вынаходите свои черты, иногда даже свои поступки. Чтение – это труд,творчество, самовоспитание своих духовных сил, воли. Давайте отдохнём.
Физминутка.
Учитель: А сейчас выполните задание: «Собери пословицу о книге»
Вы разбиты на две команды, каждой команда получает по конверту. Где лежат отдельные слова. Из отдельных слов соберите пословицы о книге.
Кто соберет быстрей пословицу, тот и победит.
Пословицы:
1) Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает.
2) Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
3) Книга подобна воде - дорогу пробьет везде.
4) Прочел хорошую книгу – встретился с другом.
Учитель: Молодцы! Проверяем.
Ребята, кто из грызунов может повредить книги, как вы думаете? (Ответы
детей). Значит, книги должны быть в порядке и на своём месте.
Учитель: Послушайте стихотворение С. Маршака.
– Говорила мышка мышке:
"До чего люблю я книжки!
Не могу я их прочесть,
Но зато могу их съесть".
Учитель. Ребята, а вы знаете, где живут книги?
В каком доме?
Чтобы узнать, что это за дом, отгадайте загадку:
Снаружи смотришь – дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными.
А как зовется этот дом?
Попробуй, угадай!
Ученики. Библиотека.
Учитель. Правильно, библиотека. В библиотеке все книги в порядке, стоят на полках.Библиотеки бывают разные. Бывают домашними, бывают школьными, а у нас в классе есть тоже небольшая библиотека. Она, занимает всего лишь одну полку, но зато наша. Каждая библиотека – это целый дом книг. Ребята, а у вас есть любимые книги. (Ученики называют.)
Вы назвали много книг. Их действительно огромное множество. Перечитать все – жизни не хватит. Я желаю вам обрести много хороших друзей – прочитать много хороших книг. И пусть они станут вашими спутниками, которые принесут пользу обязательно. Скоро нам предстоит сдавать в школьную библиотеку учебники, и я хочу напомнить, что по вашему учебнику будет учиться другой ученик нашей школы, а это значит, что вам надо просмотреть учебники и привести их в порядок. Учебники надо так сохранить, чтобы по ним могли заниматься другие ребята.
Много интересного рассказано о книге, а знаете ли вы, что... Самая большая в мире книга находится в Америке, ее высота – 3 метра,а толщина – 1 метр. Перелистывает эту книгу специальный электрический аппарат? Самая маленькая русская книга – это сборник басен И.А. Крылова. Она отпечатана в Петербурге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки?
III. Заключение.
Учитель: Итак, ребята, о чём шла речь на классном часе? (Ответы детей)
Прочитаю высказывание Смайлса№
«Книги обладают способностью бессмертия. Они самые долговечные
плоды человеческой деятельности…»
Народная мудрость гласит: «Кто много читает, тот много знает».
Много знает всегда тот, кто много читает.
Итак, как вы думаете, кто у нас самый любознательный?
Скажите, кто внимательный, а кто активный.
В заключение, хочется сказать такие слова.
Ну, а когда взгрустнётся вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший, верный друг,
Развеет скуку книжка.
Спасибо за работу на классном часе!
Чернова И.Р.