Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире. В новых условиях процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определенного уровня функциональной грамотности. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
«…Образование должно давать молодежи не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации…», - отметил Президент.
Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, одной из целей которой являются формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире.
Перед школой стоит задача создания благоприятных условий для развития творческой, высококультурной личности, формирования инициативы, психологической свободы, осознанной потребности в самообразовании. Сейчас требуется личность, владеющая основами коммуникативной культуры, способная неординарно мыслить и действовать, обнаруживающая широкий кругозор. Поэтому в формировании такой личности огромную роль играет русский язык. На уроках русского языка формируется мышление, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, происходит интеллектуальное развитие ребенка.
Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
- коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речи; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
- информационная грамотность – умение осуществлять, поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интерната и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
- деятельностная грамотность – это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку.
Как учителя русского языка и литературы, мы видим свою роль в создании на уроках благоприятной среды для формулирования функциональной грамотности наших учеников. Они должны уметь создавать письменные работы разного вида и стиля, отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, оформлять разнообразные деловые бумаги. Не менее важно умение находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов, а также интернет – ресурсов; умение составлять и читать схемы, использовать, информацию СМИ и других источников. Формирование коммуникативной грамотности включает в себя умение работать в группе, команде; умение расположить к себе других людей; приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условия; организовывать работу группы.
Для эффективного формирования функциональной грамотности применимы коммуникативные, творческие, активные методы обучения. Специально подобранные упражнения, тексты, индивидуальные домашние задания способствуют развитию речевой и письменной деятельности. На уроках мы используем тестовые заданиями на развитие функциональной грамотности чтения у учащихся. В этих тестовых заданиях тексты сплошные и несплошные (классификация текстов, разработанная составителями теста PISA). Ученикам предлагаются задания, как для коллективной, так и для индивидуальной работы с разнообразными текстами, позволяющие развивать функциональную грамотность учащихся. Ряд знаний ориентирован на работу с текстами, в которых информация представлена в различных видах: таблицах, картинках, схемах.
Чтение – это сложноорганизованная деятельность и не все ее элементы поддаются измерению.
Выполняя первые действия, ученик концентрируется, прежде всего, на отдельных фрагментах информации текста. Выполняя второе действие, ученик соединяет эти фрагменты в общую картину. Выполняя третье действие, ученик соотносит сообщение текста с внетекстовой информацией. Человек нуждается в критическом мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться. Публичное выступление, создание диалогов, работа в паре, группе формируют коммуникативную компетенцию.
Таким образом, различные виды уроков и формы деятельности, активные методы обучения позволяют добиться желаемой цели – формирование функциональной грамотности и креативности подростков.