Тема: «Современный урок
в рамках обновлённого содержания образования – индивидуальная стратегия профессионального роста»
Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии с новым содержанием образования.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А.Сухомлинский Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы реформы не осуществлялись, урок остается главной формой обучения. На нем держалась традиционная система образования, стоит и обновленное содержание среднего образования РК. Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обновленной программой. В соответствии с основными идеями Программы, урок строится, исходя не из темы урока, а на основе целей обучения и ожидаемых результатов. Урок, ориентированный на обучение должен планироваться на основе ясных и оправданных целей. Чаще всего большая часть урока тратится на устные сообщения учителя и на задания, при выполнении которых большую часть времени урока, ведущую роль играет именно учитель, а не ученики. У многих пропадает интерес к обучению, они либо бездействуют, либо начинают нарушать дисциплину. Для того чтобы таких ситуаций не возникало, каждому учителю прежде всего необходимо осознанно и обдуманно подходить к планированию урока.Краткосрочный план, или план урока, составляется учителем самостоятельно по примерному шаблону, представленному в конце учебного плана. Планирование - вещь полезная, серьезное отношение к планированию позволяет проанализировать каждый предстоящий шаг, НО в то же время надо помнить и о том, что, если учителя заставляют учеников выполнять задания, которые им не интересны только потому, что эти задания заранее запланированы, настоящее обучение прекращается. Учителю, работающему по обновленному содержанию среднего образования РК, необходимо быть мобильным, в случае наглядной картины, что запланированные задания не дают результат, не вовлекают учащихся в учебный процесс, необходимо вносить коррективы и по окончанию урока обязательно проанализировать его. Действия учителя должны быть направлены на эффективный урок, направленный на обучение. При планировании уроков полезно рассмотреть вопросы:
- Цель должна быть связана с целями обучения учебной программы предмета, она копируется из среднесрочного или календарно-целевого плана. - Определите цели на урок. Они могут быть идентичны целям обучения или могут быть адаптированы для данного урока в случае долгосрочного характера (если для достижения ЦО требуется несколько уроков).
I. Оформление основной части плана. В планировании краткосрочного плана уделять особое внимание:
- является частью преподавания и обучения («оценивание для обучения»); - является безотметочным оцениванием; - охватывает все цели обучения (цели обучения конкретизированы в учебной программе и учебном плане по каждому предмету и классу); - осуществляется в соответствии с критериями оценивания; - предоставляется обратная связь о прогрессе каждого учащегося; - используются результаты для улучшения качества преподавания и обучения, улучшения учебной программы.
IV. Оформление заключительной части плана
Урок в условиях обновленного содержания среднего образования РК - это интересный урок. Лишь в таких условиях можно поддерживать высокую мотивацию и эмоциональную окраску урока. Это и продуманная структура урока, и логика изучения нового материала, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока. Работать по-новому интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования. |
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Современное общество выдвигает свои приоритеты
Какие требования предъявляются к современному уроку:
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока - дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
На уроке должны присутствовать принципы педагогической техники:
- свобода выбора
- открытости
- деятельности
- идеальности
- обратной связи
Что отличает современный урок от традиционного? Методики, технологии, подходы
- Развивающее обучение;
- Личностно-ориентированное обучение;
- Рефлексивное обучение;
- Проблемное обучение;
- Исследовательское обучение;
- Проектное обучение;
Средства обучения:
- Цифровые образовательные ресурсы (учебные пособия, дидактические материалы и др.);
- Современные технические средства обучения (ПК, проектор, интерактивная доска и т.п.)
- Современные динамические пособия, модели, макеты, таблицы и т.п.
Результаты обучения
- Компетентность – совокупность личностных качеств, характеризующих осведомлённость и опыт в социально и личностно - значимой сфере:
- образовательная – в её основе лежит учебная деятельность
- коммуникационная – способность личности к взаимодействию с другими личностями
- информационная – находить, применять, преобразовывать информацию
- социальная – способность личности к выполнению различных социальных ролей
- толерантность – способность принимать иную точку зрения при этом сохраняя собственную
Использование новых методов и форм
Уроки строятся по совершенно иной схеме. В соответствии с изменениями упор делается на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового.
2. Урок закрепления знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
При реализации учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы.