«Акмола облысы білім басқармасының Атбасар ауданы бойынша білім бөлімі Атбасар қаласының №1 жалпы орта білім беретін мектебі»
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа № 1 города Атбасар отдела образования по Атбасарскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Доклад на тему «Современный урок в рамках обновлённого содержания образования – индивидуальная стратегия профессионального роста»

05.02.2019

Тема: «Современный урок
в  рамках обновлённого содержания образования  – индивидуальная стратегия профессионального роста»

Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии с новым содержанием образования.

 

 

    «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»

                                                          В.А.Сухомлинский

   Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы реформы не осуществлялись, урок остается главной формой обучения. На нем держалась традиционная система образования, стоит и обновленное содержание среднего образования РК.

   Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обновленной программой. В соответствии с основными идеями Программы, урок строится, исходя не из темы урока, а на основе целей обучения и ожидаемых результатов.

  Урок, ориентированный на обучение должен планироваться на основе ясных и оправданных целей. Чаще всего большая часть урока тратится на устные сообщения учителя и на задания, при выполнении которых большую часть времени урока, ведущую роль играет именно учитель, а не ученики. У многих пропадает интерес к обучению, они либо бездействуют, либо начинают нарушать дисциплину. Для того чтобы таких ситуаций не возникало, каждому учителю прежде всего необходимо осознанно и обдуманно подходить к планированию урока.Краткосрочный план, или план урока, составляется учителем самостоятельно по примерному шаблону, представленному в конце учебного плана. Планирование - вещь полезная, серьезное отношение к планированию позволяет проанализировать каждый предстоящий шаг, НО в то же время надо помнить и о том, что, если учителя заставляют учеников выполнять задания, которые им не интересны только потому, что эти задания заранее запланированы, настоящее обучение прекращается. Учителю, работающему по обновленному содержанию среднего образования РК, необходимо быть мобильным, в случае наглядной картины, что запланированные задания не дают результат, не вовлекают учащихся в учебный процесс, необходимо вносить коррективы и по окончанию урока обязательно проанализировать его. Действия учителя должны быть направлены на эффективный урок, направленный на обучение.

 При планировании уроков полезно рассмотреть вопросы:

  1. Какова цель моего урока? Поддерживает ли каждая часть урока достижения учащимися этой цели?
  2. Что на самом деле будут делать учащиеся? Как ясно объясняю учащимся, что они должны делать и какие результаты они должны получить?
  3. Как я узнаю, что прошло обучение?
  4. Что значит быть учеником во время урока? Может ли учащийся получить помощь и/ или уверенность? Могут ли они получить дополнительные материалы?
  5. Насколько план является гибким? Может ли он справиться с неожиданными событиями, такими как интересный вопрос учащегося, который требует много объяснений, проблемы с аудиовизуальными средствами, короткая обратная связь от кого-то еще?
  6. Какую обратную связь от учащихся Вы планируете услышать? Как я буду устраивать, записывать и обсуждать этот вопрос?
  7. I. Рекомендации учителю к составлению КСП
  8. II.     Составлять краткосрочный план на основе примерного шаблона, представленного в методическом пособии Учебного плана, в конце среднесрочного.
  9. III. Оформление вступительной части плана.
  10. Сформулировать цели урока. При планировании урока, необходимо решить, какова (ы) цель (и) этого урока.

- Цель должна быть связана с целями обучения учебной программы предмета, она копируется из среднесрочного или календарно-целевого плана.

- Определите цели на урок. Они могут быть идентичны  целям обучения или могут быть адаптированы для данного урока в случае долгосрочного характера  (если для достижения ЦО требуется несколько уроков).

  1. Укажите критерии оценивания (ожидаемые результаты) к целям обучения, которые достигаются на данном уроке. Вы можете самостоятельно составить критерии оценивания и/или подобрать критерии оценивания из методических документов («Сборник заданий по формативному оцениванию», «Методические рекомендации по суммативному оцениванию»). Формулируя их, помните, что они должны описать ожидаемые результаты обучения в плане того, что учащиеся могут сделать в конце урока. Оформление критериев  оценивания включает описание достижений результатов обучающихся к концу урока по категориям: «Все смогут...», «Большинство…», «Некоторые…».Это поможет:
  • акцентировать деятельность учащегося, а не учителя;
  • проще планировать урок;
  • точнее оценивать обучение учащихся;
  • проще давать оценку учению и преподаванию.
  1. Сформулируйте языковые цели для неязыковых предметов: математика, познание мира, естествознание, художественный труд, физическая культура.   Определите языковые цели, включая примеры лексики и фраз. Пропишите лексика и терминология, специфичную для предмета. Внесите полезные выражения для диалогов и письма.
  2. Запланируйте реализацию привития ценностей. Укажите ценности из Интегрированной образовательной программы, из Программы «Мәнгілік ел», национальные, общечеловеческие ценности, на привитие которых направлен данный урок
  3. Укажите межпредметную связь и каким образом реализуется межпредметная интеграция на уроке (посредством деятельности и/или содержания)
  4. Проанализировать и зафиксировать предварительные знания обучающихся. Что обучающиеся уже знают или что им нужно знать перед этим уроком (основные понятия, факты, формулы, теории)?  Как Вы можете активизировать уже имеющиеся знания?

I. Оформление основной части плана. В планировании краткосрочного плана уделять особое внимание:

  1. уделять особое внимание учёту индивидуальных особенностей и потребностей учеников, поскольку успех учителя в удовлетворении таковых может позитивно повлиять на успеваемость учащихся.
  2. в рамках урока постарайтесь запланировать множество различных видов заданий. На одном уроке можно использовать четыре, пять или больше разных заданий, организовывайте учебную деятельность с делением на короткие интервалы, например, по 10 минут;
  3. убедитесь, что каждое запланированное задание будет последовательно переходить из предыдущего, и направлено на достижение цели/целей урока. Вам следует варьировать в постановке вопросов и заданий ученикам. Например, они могут выполнить задание устно, а затем попросить, чтобы класс выполнил это же самое задание в письменной форме. Это помогает ученикам понять задачу, позволяет делать логические переходы от одной темы в другую и закрепляет их предыдущие знания и навыки;
  4. попытайтесь продумать и стили взаимодействия с классом: продумайте распределение времени своего выступления. Помните: если вы будете говорить слишком долго, то у учеников будет меньше времени для обсуждения и взаимообучения.
  5. уделите внимание активизации учебной деятельности на основе диалогового обучения, ведь обновленная образовательная программа реализуется на основе конструктивистского подхода к преподаванию и учению, сущность которого заключается в поощрении учащихся вести диалог, как с учителем, так и друг с другом. Особое внимание уделяйте  постановке разнообразных вопросов.
  6. Необходимо планировать и чередовать как индивидуальные, коллективные, так и групповые/парные виды работ, задания направленные на развитие критического мышления.
  7. В плане урока планировать реализацию формативного оценивания через техники и методы, промежуточные письменные работы, При этом необходимо учитывать, что данный вид оценивания:

- является частью преподавания и обучения («оценивание для обучения»);

- является безотметочным оцениванием;

- охватывает все цели обучения (цели обучения конкретизированы в учебной программе и учебном плане по каждому предмету и классу);

- осуществляется в соответствии с критериями оценивания;

- предоставляется обратная связь о прогрессе каждого учащегося;

- используются результаты для улучшения качества преподавания и обучения, улучшения учебной программы.

  1. В конце урока необходимо планировать вопросы, задания позволяющиеся обучающимся поразмышлять о том, чем они научились; определить цели следующего урока, оценить работу как самому обучающему, так и работу других

IV. Оформление заключительной части плана

  1. В предлагаемом в Учебном плане в шаблоне урока предусматривается дополнительная информация. Предлагаем информацию и задания по следующим пунктам:  «Дифференциация», «Оценивание», «Межпредметная связь», «Здоровье и безопасность», «Связи с ценностями» планировать в содержании самого конспекта урока.
  2. После проведения урока необходимо уделить внимание рефлексии по его проведению. Это позволит вам определить плюсы и минусы проведенного урока и запланировать более эффективный следующий урок.

Урок в условиях обновленного содержания среднего образования РК - это интересный урок. Лишь в таких условиях можно поддерживать высокую мотивацию и эмоциональную окраску урока. Это и продуманная структура урока, и логика изучения нового материала, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащение урока. Работать по-новому интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования.

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».     
  В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Современное общество выдвигает свои приоритеты
 Какие требования предъявляются к современному уроку:
-  хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
-  учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
-  урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
-  учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
-  минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
-  времясбережение и здоровьесбережение;
-  в центре внимания урока - дети;
-  учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
-  умение демонстрировать методическое искусство учителя;
-  планирование обратной связи;
-   урок должен быть добрым.
 На уроке должны присутствовать принципы педагогической техники:
-    свобода выбора

-     открытости
-    деятельности

 -    идеальности

 -    обратной связи

 Что отличает современный урок от традиционного? Методики, технологии, подходы

- Развивающее обучение;

- Личностно-ориентированное обучение;

- Рефлексивное обучение;

- Проблемное обучение;

 - Исследовательское обучение;

- Проектное обучение;

 Средства обучения:

- Цифровые образовательные ресурсы (учебные пособия, дидактические материалы и др.);

- Современные технические средства обучения (ПК, проектор, интерактивная доска и т.п.)

-  Современные динамические пособия, модели, макеты, таблицы и т.п.

     Результаты обучения

- Компетентность – совокупность личностных качеств, характеризующих осведомлённость и опыт в социально и личностно - значимой сфере:

- образовательная – в её основе лежит учебная деятельность

- коммуникационная – способность личности к взаимодействию с другими личностями

- информационная – находить, применять, преобразовывать информацию

- социальная – способность личности к выполнению различных социальных ролей

- толерантность – способность принимать иную точку зрения при этом сохраняя собственную

 Использование новых методов и форм

      Уроки строятся по совершенно иной схеме. В соответствии с изменениями упор делается на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

     Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: 
1. Урок изучения нового. 
2. Урок закрепления знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
 4. Урок обобщения и систематизации знаний. 
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. 

При реализации  учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к  уроку  регламентируют нормативные документы.  

 

Просмотров: 6122

Қосымшалар:



Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст