В настоящее время во многих странах происходит обсуждение проблем модернизации образования. Казахстан не исключение. Несомненно, ключевой фигурой школы всегда был и остается учитель, поскольку от него в значительной мере зависит качество образования. И современные требования к качеству урока являются ориентирами модернизации образования. Как я рассматриваю с этих позиций и строю свои уроки? При планировании любого урока или серии уроков должна быть четко сформулирована цель. Я говорю о СМАРТ цели, то есть она должна быть конкретной, достижимой, измеряемой. Например, «Учащиеся будут различать положительные и отрицательные числа», «выведут формулу суммы n-первых членов арифметической прогрессии и применят ее при выполнении упражнений». Так же не маловажным аспектом является соблюдение структуры урока. Одним из неотъемлемым требованием к современному уроку является обязательное выделение в содержании учебного материала объекта прочного усвоения, т.е. главного, существенного, и отработка на уроке именно этого материала. Если ученик усвоил на уроке главное, существенное, то в этом большая и удача, и заслуга учителя.
Вместо прежнего подхода «чем больше, тем лучше», — новый «выделение главного, существенного», т. е. объекта прочного усвоения знаний.
Планируя урок, я учитываю конкретно реальные возможности с акцентом на применение мер дифференцированной помощи учащимся с разным уровнем подготовки по математике. Считаю так же, что необходимо учитывать и отношение к учению. Основной принцип – максимальная самостоятельность учащихся на уроке (насколько это необходимо и возможно). Анализируя собственные уроки, я пришла к выводу, что долю уроков с использование работы по группам, дифференцируя ее, необходимо увеличивать.
Большое значение в работе уделяю систематичности и оценки знаний учащихся. Практика показывает, что интерес к предмету бывает в том случае, если работа учащихся не остается без внимания со стороны учителя на каждом уроке. Поэтому на каждом уроке подвожу итоги работы каждого ученика, отмечаю положительные стороны в его работе, указываю на недостатки в знаниях, которые следует устранить самому или с помощью консультантов.
Проверку знаний провожу различными способами, но с учетом индивидуальных способностей учащихся. Развитие современной школы требует адекватных подходов к диагностике учебных достижений, которая должна основываться на требованиях обязательного минимума содержания образования к качеству знаний обучающихся.
Наиболее подходящим средством для этого принято считать тестирование, к тому же, это является и подготовкой к ЕНТ. Поэтому, я считаю, что учащихся необходимо не только знакомить с такой формой, но и чаще использовать на всех этапах обучения как предварительный, текущий и итоговый контроль знаний.
С учетом уровневой дифференциации тест представляет собой систему заданий возрастающей трудности, открытых или с выбором ответа.
Считаю, что качественным урок будет в том случае, если применять на уроке только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения, исходя из знания системной классификации методов обучения, сильных и слабых сторон каждого метода и учебных возможностей обучающихся конкретного класса, исходя при этом из знания 3-х больших групп методов обучения:
• методы организации и осуществления (самоорганизации) учебной деятельности;
• методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;
• методы контроля и самоконтроля учебной деятельности.
Знание разных технологий развивающего обучения и только их дифференцированное применение к разным классам обучающихся позволит значительно повысить качество урока.
Современные информационно - коммуникационные технологии становятся одним из важнейших инструментов модернизации школы. Они облегчают труд педагога, дают возможность снизить аудиторную нагрузку для учащихся, разнообразить формы и способы обучения, организовать процесс обучения с учётом личностных характеристик ученика, а также отследить конкретные результаты образования. Провожу уроки в компьютерном классе, при необходимости.
Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика - наука для глаз, а не для ушей», можно полагать, что математика, а также информатика - это те предметы, в которых использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности. К этому нужно отнести: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа.
Рефлексивность мышления — одна из характеристик профессионализма современного педагога. Только на основе рефлексии, регулярного анализа причин удач и неудовлетворенности, хороших и плохих результатов, можно повысить свое профессиональное мастерство, развиваться. Неотъемлемой частью урока является так же рефлексия учащихся.
И последнее: никакими изощренными приемами и технологиями невозможно всех учеников подтянуть до «4» и «5». Я могу подтянуть ребенка только до максимально возможного для него уровня, соответствующего зоне его ближайшего развития. Развить в ребенке можно только то, что заложено природой.