- Сияние дружбы - не в протянутой руке помощи, не в доброй улыбке, не в радости; оно - в духовном озарении, которое нисходит на человека в тот момент, когда он понимает, что существует другой человек, верящий в него и доверяющийся ему в дружбе, сотрудничестве. Ральф Уолдо Эмерсон.
- Сегодня "фишкой" каждого открытого урока является эффектная форма - групповая работа. Но насколько эффективна эффектная форма, можно понять только по ходу урока.
- Часто групповую работу применяют как модное явление образовательного процесса или в качестве соревновательного марафона. В результате - это только потерянное время, безрезультатное обучение. Поэтому прежде чем что-то применить, надо досконально изучить этот вопрос.
- Коллаборативное обучение - это обучение в сотрудничестве. Оно представляет собой философию взаимодействия для решения проблемы, выполнения задания или создания какого-либо продукта.
- Основная стратегия коллаборативного обучения - улучшение успеваемости.
- Для коллаборативного обучения нужны определенные темы, интересные разнообразные задания. Так в 6 классе мы изучили тему " Имя существительное". Для закрепления темы выбрали групповую форму работы.
Задание: создание модели" Имя существительное":
- Работа в группах может носить творческий характер: составление эссе, сочинении, портретных зарисовок. Ученики помогают друг другу, создают фантастические сюжеты.
- Продуктивны работы по конструированию текста: составьте предложения по данным схемам и сделайте вывод, чем может быть выражено обстоятельство.
- Групповая организация учебной деятельности учащихся на уроках позволяет всему классу активно участвовать в работе, проявить свои творческие возможности и показать высокие результаты по предмету.
- Учащиеся заранее делятся на группы. Каждая группа получает свое задание. Результатом работы группы является оформление таблицы на доске, листа презентации и устное выступление группы. Учащиеся сами оценивают работу своих товарищей, выставляя оценки группам на листе "Наши результаты".
- Проведенный урок русского языка показал, что работа учащихся по группам и в парах способствует повышению интеллектуального уровня учащихся, формированию положительных нравственных качеств личности, чтобы опять же учитель мог понять, насколько дети усвоили изученный раздел или курс.
- Работа в группах позволяет учителю более концентрированно подходить к решению вопросов, в случае непонимания детьми материала.
- А также работа в группах помогает ученикам, которые не до конца усвоили новый материал, при совместной работе с другими учащимися, еще раз повторить и понять тему. При этом все ученики должны равно по силам вложить в результат работы своей группы, за этим учитель следит на протяжении всей работы в группах.
- Учитель контролирует и корректирует работу в группах.
- Данная работа позволила, выявить, насколько хорошо учениками усвоен материал.
Хорошо организованная работа показала хороший результат: слабые ученики старались принимать активное участие в работе, чтобы лучше понять изученную тему. При такой форме работы учителю оказалось проще понять, кто из детей хорошо понял новую тему, а кто значительно хуже. Это помогло вовремя скорректировать работу, что привело к общему положительному результату.
- Для рациональности я стала использовать различные правила работы в группе. Всем хочу посоветовать их. Во- первых, прививать культуру труда; во-вторых, соблюдать технику безопасности; в-третьих, воспитывать этикет. Мы пользуемся режущими предметами (ножницами), необходимо обратить внимание на то, как их передать. Это здоровьесберегающая технология. Она очень важна. Дети должны научиться нести ответственность за жизнь окружающих.
- Когда дети работают в группах, бывает очень шумно. Многие списывают это на рабочий шум, это неправильно. Нужно учить не мешать работать другим. Все моменты нужно обговаривать, но выводы должны делать дети.
- Существует распределение власти и ответственности между членами группы для эффективной работы групп. Основная предпосылка обучения в сотрудничестве основана на достижении консенсуса путем сотрудничества членов группы
- Одной из трудностей было, конечно же, привлечь всех учащихся к работе. Из наблюдении стало заметно, что на протяжении многих уроков одни ученики активно работают и выполняют 80% всей работы, а другие в это время сидят или делают вид, что работают.
- В РЕЗУЛЬТАТЕ: на уроке отвечали все учащиеся, активно работали, не было ни одного, кто просто сидел в группе. Поэтому предлагаю в группах "дробить" задания: кто-то со справочной литературой, кто-то чертит кластер, кто- то читает...
- Изучая вопрос работы в группе, я обратилась к своему тренеру Журбе Л.В. о распределении обязанностей. Она посоветовала ввести в группе должность "куратора". Его обязанность: распределять задания, объяснять задание.
- По словам Мерсера «ученики, работая в группах, имеют общую проблему, создают совместное ее понимание; обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают идеи друг друга. Иными словами, ученики думают вместе».
- На современном этапе я расширила рамки работы коллаборативного обучения: он-лайн - обучение с учащимися другой школы по теме (например, Паустовский "Теплый хлеб"), ИКТ, видеопроекты, виртуальные экскурсии... Провожу коучинги в форме групповой работы на педсоветах детских садах, выездных семинарах.
- В коллаборативной среде повышается мотивация учащихся, учителей, активизируется познавательная деятельность, интегрируются имеющиеся знания.
- Коллаборативная среда- это модель мира, которую ученик должен воплотить в жизнь. Повышая качество знаний, ученики поднимаются выше по ступени образования, планируя успешность и для будущей деятельности.