Основные (ключевые) идеи:
Коллаборативное обучение – обучение в сотрудничестве. Представляет собой философию взаимодействия. Участники процесса получают знания, посредством активного совместного поиска, обсуждения, анализа или синтеза информации.
Сотрудничество - предлагает способ работы с людьми, которые уважают и подчеркивают способности и вклад отдельных членов группы для достижения эффективной работы в группе.
Совместная работа – такая структура взаимодействия, направленная на содействие по достижению конечного результата или цели.
Упражнения и тренинги, которые помогут развивать нестандартное мышление, на уроках.
Иногда сложно сделать всю работу одному, время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки можно достигнуть только маленькой цели, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.
Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!
Внедрение в процесс преподавания и обучения теоретических основ Кембриджского подхода к преподаванию, по моему мнению, действительно помогает учителю стать ближе к своим ученикам, уметь слышать их, понимать, оценивать их деятельность. Использование семи модулей данной Программы позволяет учителю глубже проникнуться во внутренний мир каждого учащегося, осознать свою роль не как лидера и диктатора, а как помощника, советника, наставника, создателя подмостков.
Коллаборативное обучение предполагает создание на уроке атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Этому способствует проведение психологического настроя, которым я начинаю каждый урок. Одним из приемов является прием «Добрые пожелания», когда взявшись за руки, дети дают добрые пожелания друг другу. Такие тренинги как «Почувствуй надёжное плечо друга!», "Мне нравится в тебе...", "Клубок пожеланий", "Круг радости", «Поздоровайся локотками» сближают учащихся между собой, дают им возможность раскрыться, преодолеть страх, неуверенность, к тому же далее на уроке при работе в парах, в группах учащиеся чувствуют себя более увереннее, комфортнее.
Ученики, обучающиеся в сотрудничестве, способствуют успехам друг друга следующим образом:
1. Оказывают и принимают помощь и поддержку, причем речь идет не только о помощи в учебе, но и о чисто человеческом, дружеском участии.
2. Обмениваются информацией и «материальными ресурсами», т.е. всем, что необходимо для выполнения задания.
3. Усваивают сведения, сообщаемые товарищами точно и беспристрастно, и стараются использовать их с максимальной пользой для себя. Устные объяснения, обдумывание и обобщение информации, передача своих знаний и навыков другим — все это приводит к систематизации знаний, к их более осознанному усвоению и к готовности внести свой личный вклад в достижение общей цели. Критически слушая объяснения товарища по группе, участник получает возможность присовокупить к своим и чужие знания.
4. Реагируют на академические успехи и поведение друг друга, т.е. в группе налажена обратная связь. Каждый член группы, обучающейся в сотрудничестве, постоянно на виду, в поле зрения своих товарищей. Все его поступки находят незамедлительный отклик, а если он нуждается в помощи, она обязательно будет ему оказана.
5. Учат друг друга вести дискуссии и аргументировать свою точку зрения. Конфликты на интеллектуальной почве развивают любознательность, побуждают к овладению знаниями и к их переосмыслению, к более глубокому проникновению в изучаемую проблему, а также формируют много других полезных качеств и навыков.
6. Поддерживают друг друга в стремлении учиться как можно лучше. Ученик, помогающий учиться своим товарищам, и сам начинает делать заметные успехи.
7. Оказывают влияние друг на друга. Члены группы обучающейся в сотруд-ничестве, используют любую возможность для того, чтобы повлиять на товарищей, и в свою очередь открыты их влиянию. Если кто-то из членов группы знает, как лучше выполнить задание, остальные с ним, как правило, быстро соглашаются.
8. Имеют четко выраженную мотивацию. Стремление к овладению знаниями усиливается благодаря коллективному труду во имя общей цели.
9. Создают обстановку взаимного доверия и поддерживают «установленную планку» на высоком уровне. Члены группы доверяют воим товарищам и стремятся вести себя так, чтобы товарищи доверяли им, что и создает условия для максимальных успехов. Взаимное доверие — прекрасная основа для высоких достижений каждого.
10. Успешно справляются со стрессами и раздражительностью. Сосредоточенность на достижении общего успеха отвлекает от собственных дел и благотворно сказывается на эмоциональном состоянии учащихся.
Предлагаю вам 6 интересных игр и простых упражнений, которые помогут развивать нестандартное мышление на уроках.
Очевидное-невероятное
Представьте два абсолютно разных предмета и найдите между ними как можно больше схожих черт. Например: что общего между гиперболой и параболой? (обсуждение в группах)
Польза: игра учит нас видеть то, что находится на поверхности, где в большинстве случаев, находятся нужные нам решения.
Дебаты
Выбираем какой-нибудь предмет или действие, и один игрок называет его положительные стороны, другой - отрицательные. Например, Вычитание.
Польза: игра развивает логическое и критическое мышление и учит смотреть на проблемы с разных точек зрения.
Нестандартное применение
Придумываем нестандартные варианты применения какого-нибудь предмета. Например: как можно необычно использоватьтреугольник? Кстати, некоторые придуманные варианты могут потом пригодиться в быту.
Польза: помогает преодолевать шаблоны нашего мышления.
Угадайка
Для игры нужна картинка, на которой часть изображения закрыта. Задавая наводящие вопросы, нужно угадать, что или кто скрыт на изображении. Ответы могут быть только формата да или нет. Можно усложнить игру, ограничив количество вопросов, которые разрешается задавать.
Польза: упражнение кроме тренировки нестандартного мышления помогает развивать воображение и учит правильно задавать вопросы.
Развиваем амбидекстрию
Амбидекстрия — это умение одинаково хорошо пользоваться правой и левой рукой. Этим навыком владели Леонардо да Винчи, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн и другие талантливые люди.
Возьмите в обе руки по пишущему инструменту. Попробуйте одновременно нарисовать одной рукой треугольник, а другой — круг. Не любите геометрические фигуры — пишите слова (разные, но с одинаковым количеством букв). Если в какой-то момент заболела голова — отложите попытки и вернитесь к ним через час-другой.
Польза: одновременная активность правой и левой руки не только прокачивает навыки нестандартного мышления, но и помогает прийти в себя после стресса, улучшить память. Тренировка недоминантной руки входит в комплекс-нейробики (аэробики для мозга), которую разработал нейробиолог Лоуренс Кац.
Данетки
Один игрок придумывает историю с лихим сюжетом и рассказывает только ее финал, который должен заканчиваться вопросом. Например: перед сном одна женщина прячет свою туфлю в сейф. Зачем? Второй, пытаясь найти логическое объяснение этому загадочному поступку, задает наводящие вопросы. Отвечать можно только да или нет.
Польза: учит применять нестандартные подходы для поиска ответов. Кроме того, многие компании, в том числе и престижные (например, Google), любят задавать соискателям на вакансии такие задачки.